Анастасия Дмитриевна Вяльцева

«ЧЬЯ ВЫ ДОЧЬ, НЕСРАВНЕННАЯ?..»
несколько штрихов к портрету Анастасии ВЯЛЬЦЕВОЙ

За последние годы появилось несколько книг, посвящённых судьбе одной из самых известных русских эстрадных певиц.
Её имя —  Анастасия Дмитриевна Вяльцева.
Её жизненный путь  был подобен яркой звезде, упавшей с самых высот русского музыкального небосклона на пике своей славы.
Ей было всего лишь 42 года.
За это короткое время девочка из социальных низов заработала собственным трудом огромное состояние, добилась признания десятков миллионов человек. Только на похороны пришли более 150 тысяч её поклонников.
Долгие годы её имя было под негласным запретом. Выросли несколько поколений, незнакомых  с её почти мистической, неуловимой способностью держать в трепетном волнении публику.
Тем удивительней, что этот голос, вернее его «тень» со старых, чудом сохранившихся пластинок, заставляет торопливых, суетливых современных людей вслушиваться в каждую интонацию, пробуждать интерес к её времени.
Авторы вышедших книг и газетных публикаций, словно наперебой, пытаются донести до своих читателей загадочные (а их немало!) страницы её биографии, без устали описывая бесконечные концерты, выпуски грампластинок, общение с публикой и т.п.
Однако в большинстве таких публикаций мы видим Анастасию лишь с 1890 г., когда начался киевский период её жизни, после которого последовал петербургский.
А где и как прошло её детство – время, закладывающее в судьбу каждого из нас невидимый фундамент, ощутимый всеми до последних дней?
Узнав неведомые до сих пор страницы её детства, нам станут более понятны и некоторые поступки знаменитой русской певицы.
Практически все авторы публикаций о певице указывают на её якобы «крестьянское» происхождение, ничуть не сомневаясь в достоверности своих утверждений.
Мы же убеждены, что это не так и чтобы попытаться ответить на этот вопрос, предлагаем данную статью. Причём, в силу объективных причин, просим считать её лишь версией, хотя у этой версии немалое количество свидетельского материала и косвенных доказательств.

В конце 1860-х гг.  мать певицы Мария Тихоновна работает помощницей в доме священников Стефановских в г. Трубчевске Орговской губернии.
1 марта 1871 г. по одной версии в г. Трубчевске, по другой — в пос. Алтухово Трубчевского уезда, у Марии Тихоновны (впоследствии ставшей Вяльцевой) родилась вне брака девочка Анастасия (обратите внимание на первую букву имени – «А»). Через год у этих же родителей появился на свет сын Ананий (и снова первая буква имени – «А»).
Так кто же отец этих маленьких Анастасии и Анания? Ответ на этот вопрос мог бы стать настоящей сенсацией для тех, кому небезразлична блистательная и трагичная судьба знаменитой русской певицы Анастасии Вяльцевой-Бискупской.
Уже сам факт рождения не одного, а двух детей говорит скорее о долговременной и чувственной связи родителей, чем о мимолётной и случайной. Выстраивая логически цепочку ставших в последние годы известными фактов, можно увидеть заботу и участие в судьбе семьи настоящего отца Анастасии и Анания, находившегося от них неподалёку, словно тень, и помогавшего во многих жизненных обстоятельствах.
Жениться на матери этих детей гражданин «А» (назовём его временно так) не мог в силу двух главных, серьёзных для того времени, обстоятельств. Это, может быть, его особое социальное положение  или статус уже женатого человека.
            Как бы то ни было, гражданин «А» решает «устроить» судьбу Марии Тихоновны и в 1875 г. отправляет её на самый край Трубчевского уезда, в глухой лесной угол – Алтухово. Там выдаёт её замуж за простолюдина, лесника Алтуховского лесничества Дмитрия Вяльцева. Тот усыновляет детей. Так, спустя несколько лет после настоящего рождения, миру представляются Анастасия Дмитриевна Вяльцева и Ананий Дмитриевич Вяльцев, 4-х и 3-х лет соответственно.
Однако удивительно другое. Ни Анастасия, ни Ананий не едут с матерью в Алтухово. Ещё до их рождения Мария Тихоновна работала помощницей по хозяйству в доме священников Стефановских. Там и остаётся Анастасия, а Ананий (3-х лет!) отправляется в Трубчевский детский приют, о чём в Трубчевском краеведческом музее повествуют соответствующие документы приюта за 1875 г. Приют располагался на Тюремной площади, ныне Красноармейская.
В Алтухово же через год в новообразовавшейся семье рождается мальчик Яков (как будто подчёркивая огромную разницу в положении отцов – имя на полярную букву алфавита – «Я»).
Однако семье не было суждено долго существовать – Дмитрия Вяльцева убивает в лесу упавшее дерево. (Кстати, сейчас в Трубчевске живёт и работает в детской больнице Валентина Николаевна Хапрова, чья прабабушка и Дмитрий Вяльцев – родные брат и сестра). Сам факт смерти в лесу от упавшего дерева лесника-профессионала (к тому времени «выполнившего свою миссию» — усыновившего двух первых детей) представляется маловероятным, наводящим на размышления о некоей преднамеренности происшедшего с вероятностью криминального следа в этой истории.
Казалось бы, после смерти Д. Вяльцева Мария Тихоновна должна была бы, согласно своему бедственному социальному положению, остаться в Алтухово. Но она имеет средства (или получает их) на переезд (возвращение) в Трубчевск, где рассчитывает на помощь настоящего отца своих первенцев. И получает её. Старшие дети вновь соединяются с матерью.
Для Марии Тихоновны и детей снимается дом по трубчевскому адресу: Курындин ров (в настоящее время — ров Володарского), д.6. Живущий по соседству Нужнов Владимир Васильевич рассказывает, как его дед помогал Марии Тихоновне по хозяйству.
Долгое время в этой семье находилась прижизненная фотография певицы с дарственной надписью.
Вернёмся к Ананию, находившемуся недолго в трубчевском приюте. В документах мы находим фамилии попечителя приюта купца Курындина и делопроизводителя приюта Чикачёва Сергея Михайловича (он же городской нотариус, он же гласный Городской Думы). Оба понадобятся нам для дальнейших рассуждений.
Рядом с приютом располагалась Никольская церковь. Регент этой церкви привлекал наиболее музыкальных детей из приюта к церковному пению. Точно неизвестно, пел ли на службах Ананий Вяльцев, а вот сама будущая звезда русской эстрады свои первые певческие шаги, видимо, делала здесь. Регентом был М.М. Конышев, живший по соседству с семьёй Вяльцевых. Этот Конышев с сыновьями был известным краснодеревщиком, изготовителем музыкальных инструментов и, по словам своей внучки Елены Александровны Мухамедьяновой (Конышевой), водил маленькую Анастасию петь в хоре Никольской церкви.
Мать же певицы Мария Тихоновна вновь становится помощницей по хозяйству в доме священнослужителей Стефановских. В этом доме на улице Покровской (ныне Советская) маленькая Анастасия играла вместе со своей подружкой-сверстницей. Воспоминания об этом оставил правнук этой самой подружки Александр Сергеев, ныне директор гимназии под С-Петербургом.
Однако представим сложившуюся на тот момент ситуацию. Для гражданина «А» (отца Анастасии и Анания) она вернулась в прежнее, «двусмысленное» состояние. Примерно через три года принимается решение отправить Марию Тихоновну с детьми в Киев.
В каком-то издании прочёл – НА ПЛОТУ ИЗ ТРУБЧЕВСКА В КИЕВ ПО ДЕСНЕ.
Это не выдерживает никакой критики. 630 километров (более недели) с тремя малолетними детьми на плоту, по которому гуляет вода, а ширина Десны ниже впадения Сейма более километра, —  предприятие почти невозможное. Да и зачем? От Трубчевска через Н-Северский до Чернигова, а далее с пересадкой до Киева ходили одно- а от Чернигова двухпалубные суда на паровом ходу. А самое главное – Мария Тихоновна отправлялась не от материального отчаяния в одиночку, а судьбу её и детей кто-то устраивал, скорее всего, отец Анастасии и Анания.
            То, что это решение было принято не ей самой, сомнений не вызывает. Даже сейчас, спустя сто с лишним лет, переехать женщине с тремя детьми в другой город, тем более такой, как Киев, почти невозможно без определённых условий. Надо знать куда, к кому ехать, где жить, работать, как накормить детей и т.д.
            Конечно, гражданин «А» мог сам легко решить эту проблему. Но в любом случае интересен выбор Киева как нового места жительства. Вернёмся к двум работникам детского приюта – Чикачеву и Курындину. Один из семьи Курындиных — священник, который был вхож в большие церковные круги г.Киева и похоронен, кстати, у одного из Киевских храмов – Троицкого. В большой семье Чикачёвых тоже были киевские родственники. Сергей Михайлович Чикачёв приехал в Трубчевск с супругой из С-Петербурга. («Жизненный маршрут» певицы удивительно совпадает – Трубчевск, Киев, С-Петербург)
            Как бы то ни было, в 1880 г. начинается киевский этап жизни Анастасии Дмитриевны Вяльцевой. Сохранился снимок того времени. На нём почему-то только Анастасия и Ананий, без Якова. Вглядитесь в их манеру держаться, причёски, одежды. Разве это крестьянские дети?

пустя много лет, уже ставшей знаменитой певицей, блистая в Петербурге, Анастасия Дмитриевна удивляла окружающих изысканными манерами. Даже при дворе удивлялись красоте и утончённости её рук, так не соответствовавшим «простому» происхождению.
Надо сказать, что своим трудом, талантом и блистательным голосом Анастасия Дмитриевна заработала огромное состояние, которое оценивалось в 2,5 миллиона полновесных царских рублей – фантастическая сумма! Чтобы управлять таким состоянием, она из Киева приглашает брата Анания (и опять одного, без Якова!). Видимо, связь полнокровных брата и сестры была более прочной. Яков же остаётся в Киеве.
Через много лет, в июне 1941 г., Ананий Дмитриевич решил навестить Якова Дмитриевича, купил билет на поезд Ленинград – Киев, но уже на вокзале обнаружил, что забыл дома гостинцы, и вернулся, решив поменять билет на другой день. Но планам не суждено было сбыться — началась Великая Отечественная война. След Якова Дмитриевича Вяльцева теряется навсегда, судьба его поныне неизвестна.
Но вернёмся в дореволюционные времена. Однажды у певицы возник имущественный спор с одной из граммофонных кампаний (при жизни было около 500 выпусков грампластинок с её исполнением). В судебной стенограмме мы читаем её фразу: «Любой может обидеть женщину, особенно незаконнорожденную».
Вспыхнувший роман с блистательным офицером Лейб-гвардии императорского кавалерийского полка Василием Бискупским должен был закончиться свадьбой. Однако моральные устои этого привилегированного подразделения не позволяли сделать это. Бискупский был вынужден вызвать на дуэль сослуживца, намекнувшего на «незаконное рождение» певицы. Брак состоялся, хотя это и стоило Бискупскому места в полку.(По дошедшим до нас сведениям, негласное разрешение на этот брак дал Василию Бискупскому лично государь император. Какое же сильное чувство должен был испытывать Бискупский, пожертвоваший карьерой, отправившийся вскоре на фронт, получивший там тяжёлое ранение! А выхаживать его в госпитале отправилась через тысячи вёрст жена Анастасия).
Наконец, в своём завещании Вяльцева одним из пунктов направляет часть средств на содержание приюта для незаконнорожденных детей.
Так что, она всю жизнь знала историю своего появления на свет? По крайней мере, свои детские годы и город своего детства она прекрасно помнила всю жизнь. Умирая в 42-летнем возрасте в С-Петербурге, она просит близких: «Отвезите меня в мой родной Трубчевск». (Это осталось в воспоминаниях современников, так её последние слова, последние распоряжения попали в светскую хронику – достаточно сказать, что некоторые петербургские издания выпускали ежедневные бюллетени о состоянии её здоровья – вся страна следила за драмой с её любимой певицей).
А может, она всю жизнь помнила и настоящего отца?
Ответьте сами. Неужели девятилетняя девочка, прощаясь в 1880 г. на трубчевском причале, (отплывая  по Десне в Киев), могла не знать, не запомнить провожавшего их отца? Ответ этот дала и сама Анастасия спустя годы для информационного вестника Орловской губернии, хранящегося ныне в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в С-Петербурге.
В нём мы читаем: «Вяльцева-Бискупская Анастасия Дмитриевна (Алексеевна)».
Вот оно! Итак, одной из любопытных традиций – называть детей по первой букве имени отца – приоткрывается эта загадочная история – Алексей, Анастасия, Ананий.
Один лишь шаг отделяет нас от фамилии человека, давшего жизнь одной из самых знаменитых наших соплеменниц…

            А так хочется ответить на один единственный вопрос – как назвать Вас, несравненная Анастасия Алексеевна НЕ Вяльцева?

Г.Соболев,
директор Трубчевской детской
школы искусств имени А. Вяльцевой

            Автор выражает особую благодарность директору Трубчевского краеведческого музея Обыдённовой Т.А., жителям города Трубчевска Нужнову В.В., Хапровой В.Н., Еловикову Б.Т., Мухамедьяновой Е.А., А.Сергееву (г Гатчина Ленинградской обл.) за помощь в подготовке материала. Отдельно – внучке Анания Дмитриевича Вяльцева, внучатой племяннице и полной тёзке певицы – Анастасии Дмитриевне Вяльцевой.

Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871—1913)

Анастасия Дмитриевна Вяльцева родилась в бедной крестьянской семье в одном из сел Орловской губернии. Отец Насти умер, когда она была еще маленькой, и мать с детьми переехала в Киев. Настя была отдана на обучение к портнихе. В шестнадцать лет, пройдя прослушивание в одной из опереточных трупп, она становится хористкой. Вместе с этой труппой Настя колесила по России, пока к началу 1890-х годов не перебралась в Петербург. Именно в это время на сцене Малого театра ставились музыкальные спектакли с участием «короля цыганского романса» Александра Давыдова и опереточной примадонны Зориной. Симпатичной новенькой статистке доверили роль: по ходу действия спектакля она должна была спеть романс «Захочу — полюблю». Стройная девушка с необыкновенной улыбкой, которую потом так и назовут — «вяльцевская» — вызвала бурю аплодисментов. Талантом и внешностью юной артистки был поражен известный петербургский адвокат Н.И. Холев, оказавший затем начинающей певице поддержку в систематических, профессиональных занятиях вокалом. «В течение трех лет я не выходила на сценические подмостки, и всё это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьезную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин, известный московский антрепренер, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась«Вяльцевой».
Первое сольное выступление Анастасии Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Вяльцева придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». Романсы Николая Зубова «Под чарующей лаской твоею», «С тобою вдвоем», самый знаменитый — «Не уходи, побудь со мною», ставшие шедеврами российской лирики, написаны специально для нее. Нередко концерт «несравненной» затягивался на два-три часа: публика, забивавшая в театре все проходы, не хотела отпускать ее со сцены. Петербургские газеты с некоторой долей ревности писали о преподнесенной Вяльцевой громадной корзине цветов с надписью: «Москва признает тебя своею».
В 1902 году состоялась первая гастрольная поездка по России, принесшая широкую известность и материальный успех. Впоследствии певица гастролировала беспрерывно, от Тамбова до Баку и Тифлиса. Решение Анастасии Вяльцевой попробовать свои силы в опере наделало много шума и было воспринято критиками как рекламный трюк примадонны. Тем не менее больше двух октав в голосе и «музыкальность, не подлежащая сомнению даже у самых строгих критиков», позволили ей спеть Кармен, Любашу в «Царской невесте» и даже мужскую партию Демона в опере Николая Рубинштейна.
Ее избранником стал блестящий гвардейский офицер, полковник Бискупский. Композитор Николай Зубов, очарованный Вяльцевой, написал романс «Я бы хотел тебя забыть» именно тогда, когда певица уехала к раненому на русско-японской войне Бискупскому, ставшему впоследствии ее мужем. Женитьба потомка старинного дворянского рода на артистке, дочери крестьянина, сделала его дальнейшую службу невозможной — и он, не задумываясь, вышел в отставку. Слава, богатство, счастливое замужество — всё это рухнуло в один момент. На гастрольном выступлении в Курске она прямо на сцене почувствовала себя плохо. Диагноз — рак крови. О состоянии здоровья Вяльцевой ежедневно сообщали центральные газеты. Было испробовано всё. Однако 5 февраля 1813 года газеты вышли с траурными заголовками: «Вяльцева скончалась». В последний путь, в Александро-Невскую лавру певицу провожало 150 тысяч человек .

* * *
«Нет, это не выразить никакими словами, это надо слышать собственными ушами, это незаменимо своей неизъяснимой красотой!» И.Е. Репин

* * *
«…меня увидал Щукин, известный московский антрепренер, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».
Из воспоминаний
А.Д. Вяльцевой.